Остров семи ветров. Эро-роман, часть 26
На следующий день в час я уже с чемоданом сидела в кафе «Зингеръ» в ожидании Леры. Она чуть задержалась - так что я уже немного начала нервничать, поскольку была ограничена по времени: мой «Сапсан» отправлялся в 15-10. Поздоровавшись, Лера сразу же молча вручила мне доработанный портрет.
— Чудесно, просто завораживает, - только и смогла вымолвить я.
— Ну тогда, значит, у меня получилось. Я ведь старалась писать не обычный портрет, а скорее семейную духовную реликвию. Обычный портрет – это про разные степени внешней похожести. А на реликвию можно смотреть часами и каждую секунду она будет другой, потому что ты вникаешь в нее и в свою связь с этим образом. И кстати, хочу извиниться за то, что мы с тобой вчера не поласкались, как ты хотела. Просто когда создаешь какой-то духовный образ, нельзя отвлекаться - иначе сразу же растеряешь в себе накопленную концентрацию.
— Ну конечно, я всё это понимаю.
— У иконописцев, к примеру, с этим вообще очень жестко: долгий пост, исповедь, причастие, получение благословения. Иначе получится не икона, а имитация иконы: внешне похоже, а души нет.
— А ты писала иконы?
— Ради практики и разнообразия опыта немного писала копии с икон. Но, разумеется, не освящала их. Иконопись же требует от художника глубины самоотречения от своей индивидуальности. Это все-таки не моя стезя. Там для меня все слишком регламентировано консервативными канонами «чести, воздаваемой образу и восходящей к первообразу».
— Мне урядница говорила, что когда-то ладные общины были основаны на религии. Только я не совсем поняла, на какой именно – а спросить постеснялась. Обряд на Ивана Купалу был явно по языческим мотивам.
— Обнаженность и сексуальные ритуалы в общине были во многих древних религиях. В Индии, например, до сих пор есть секты голых философов-аскетов, которые считают одежду препятствием для духовного совершенствования. А ладные общины в России, видимо, исторически восходят к еретическим сектам адамитов, стремившихся к отмене собственности и возврату райской непостыдности чувственных отношений по образу отношений Адама и Евы до момента грехопадания. Конечно же, Россия – не Индия, и российский климат не позволял адамитам все время ходить голыми. Но все свои обряды общинного единения они выполняли без одежды. Официальная христианская церковь, разумеется, адамитов всегда демонизировала как воплощение разврата и жестко преследовала.
— Я как-то в интернете встретила афоризм: «Благословляйте преследующих вас, ибо гонят они вас, не ведая сами, к светлому будущему».
— Разумные ограничения идут к порядку и на пользу, а неразумные ведут к протесту и хаосу. Любая религия вынуждена заниматься обузданием сексуальности верующих для введения её в общественно приемлемые границы. Просто одни религии третируют чувственность как проявление дьявольского начала. В средневековье католическая инквизиция в этом отношении просто свирепствовала: секс между супругами в любой позе, кроме классической, - сатанизм; секс не в полной темноте – сатанизм; секс полностью голыми – сатанизм; разглядывание супругами гениталий друг друга – сатанизм; секс по средам и пятницам – сатанизм. За сатанизм полагалось сжигание на костре. А вот безбрачие и воздержание от секса в католичестве считалось путем в рай.
— Я вообще не понимаю, как население Европы тогда выжило при такой карательной системе.
— Ну, наверное, выжило, потому что грешило. А еще выжило потому, что в 16 веке половой вопрос – а точнее, вопрос о дозволительности брака для священослужителей – расколол католичество и породил прагматичное протестанство. Основоположник реформаторства Лютер, будучи богословом, демонстративно женился на бывшей монахине и провозгласил, что интимные отношения между супругами являются даром Божьим. Кстати, он тут же получил за это в Германии широчайшую социальную поддержку.
— Мне кажется, что когда закручивают гайки – в том числе, и в вопросах пола – то на самом деле сжимают пружину.
— Так оно и есть. У восточных религий к сексу в основном другой подход: «Опередить и возглавить». Они относятся к сексу как божественному единению, но разрешают верующим вождевление исключительно в рамках детализированного регламента «где», «когда», «с кем», «в каких позах» и «почему именно в таких позах». Та же самая знаменитая «Камасутра» - пример такого регламента. Занимаешься сексом согласно духовным канонам – значит, ты праведник. А занимаешься сексом не по предписанному регламенту – значит, ты грешник.
— Однако здорово они там себе в древности придумали! Теперь понятно, почему в ладных общинах такой строгий порядок в обрядах и с датами таинств…
— Установленный порядок - это способ разделить прелюбодеяние и любодеяния…
— Это как это?
— В древнеславянском языке приставка «пре-» означает «чересчур», «сверх меры». Секс в рамках принятой сообществом меры – любодеяние. То, что за рамками меры – это уже прелюбодеяние. В фармакологии есть такой девиз еще со средневековья: «Всё есть яд и всё есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством». Точно так же и с сексуальным поведением. И с ограничениями в художественном творчестве - если художник не опирается на какие-то внутренние ограничения, то он может сотворить только что-то банальное.
— Зоя говорила, что в их общине религиозная составляющая совсем ушла. Но я все равно ощущаю одухотворенность отношений в мире вокруг Зои…
— Кстати, а у тебя нет случайно ее фотографии?
Я показала фотографии с нашего прощания у Киевского вокзала. Лера расспросила о каждом на снимках и о наших взаимоотношениях. И сказала, что хотела бы при случае нарисовать портрет Зои. Если, конечно, доведется свидеться.
Провожая меня до метро «Невский проспект», Лера обняла меня со словами: «На следующей нашей встрече мы поласкаемся сколько нашим душенькам будет угодно. Обещаю»…
Автор: Шехеризада